Древний Старец: другие произведения.

Общиная Формация. Приложение 3 к "дворовой Республике"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурс LitRPG-фэнтези, приз 5000$
Конкурсы романов на Author.Today
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Общинный уклад жизни возник "от начала" по всем этносам и континентам как универсальный способ социального существования и является не первобытным, а "первородным". Все общинные уклады с дремучих времен и до нашего времени самоуправлялись выборными должностями и органами по принципу "снизу вверх" В любой разновидности общины базовой структурой является семья, совет старейшин и общинная ответственность (круговая порука) за нравственные начала.

  
  <><><> 'Создаем Республику Нашего Двора'
  <>Идея 'Дворовой Республики' как формы гражданского самоуправления задана статьей 'Всматриваясь в будущее России', которая является центральной в ожидаемой серии публикаций разворачивающих идею дворовой общины. Данная публикация является продолжением и дополнением к центральной статье и ставит своей задачей шире осмыслить современные и исторические аналоги общинного уклада.
  <>В исходной статье предложена властная выборная структура по принципу обратной пирамиды (обратной вертикали). Эта 'обратность' состоит в том, что десять взаимодействующих индивидов избирают руководителя своей десятки - десятника. Десятские из взаимодействующей сотни индивидов избирают себе руководителя сотенного, сотенные избирают тысячного и так далее, до высших эшелонов власти. А в 'прямой' иерархической пирамиде верховный руководитель назначает (подбирает под себя) руководителей структурных подразделений высшего уровня, те в свою очередь подбирают под себя руководителей низшего уровня и так до руководителей самого низшего звена. В демократической процедуре, как правило, всенародно избирается парламент из представителей политических партий, президент или главный администратор административной единицы. И этот главный администратор выстраивает властную исполнительную вертикаль, отчасти согласуя или не согласуя ее с представительной властью.
  <>Каждая из этих схем обладает своими достоинствами и недостатками. Прямая властная пирамида отвечает требованию совместимости, согласованности, оперативности управления, так как назначаемый руководитель полностью зависим от своего начальника. В обратной выборной снизу вверх схеме минимизирована, а то и вовсе может быть исключена коррупционность, использование властных полномочий в личных целях, так как руководитель низшего звена не зависим от своего начальника. Поэтому управление всеми государственными и общественными процессами будет оптимальным, если эти две схемы будут применяться в сочетании. Именно в этом и состоит идея дворовой общины. 'Дворовая Республика' не противоречит сложившемуся государственному управлению, а укрепляет и оздоровляет его демократически. В то же время сама является базовой структурой гражданского общества. Хозяйственной жизнью государства должны оперативно управлять профессионалы под контролем гражданского самоуправления.
  <><><>
  <><><>1. ИНСТИТУТ ОБЩИН
  <>Община - устойчивое социальное объединение, которому свойственны определённые черты производства, собственности и ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ. Община - понятие международного Права, заложенная в Конвенции о биологическом (и этническом) разнообразии, в Декларации о защите прав коренных народов. Община - результат вековой практики взаимоотношений и взаимодействия человеческих особей как существ общественных. Общинный уклад жизни возник 'от начала' по всем этносам и континентам как универсальный способ социального существования и является не первобытным, 'первородным'.
  <>Естественное, стихийное возникновение общинного уклада заключается в самой семье. Семья это уже община со всеми присущими ей признаками, и чем больше семья, тем больше эти признаки очевидны. И в своей жизнедеятельности одна семья вынуждена обращаться к соседней семье за помощью. Это взаимопомощь может заключаться в совместном производстве трудоемких работ строительных, обработки земли, сбора урожая, ликвидации стихийных бедствий, использовании соседского инвентаря, рабочего скота и т. п. Приходиться обращаться к соседям и по поводу рождения, свадьбы, похорон, совместного использование не только соседского инвентаря, но и посуды, одежды, ритуальных украшений, ритуальной идеологии.
  <>Сюда следует отнести и совместное использование прилегающей территории, пастбищ, пахотной земли, лесов, лугов, водоемов. А общественные сооружения, дороги, мосты, защита от разбойных набегов, требующие значительных совместных усилий. И это все в динамике человеческих отношений, роста числа ртов и взаимных претензий при незначительном росте благ. Вот вам сложный хозяйственный общественный механизм, он в точности такой же и сегодня, государство та же община, но только искаженная отношениями эгоизма.
  <>Распространенно представление, что любая сельская община - это наследие первобытного строя. Эти представления навеяны идеологией индивидуализма, экономизма, либерализма, порицания любой формы общественной собственности и утверждения частной, а за этой философией стоит торгово-финансовый капитал, поощряемый идеологией иудаизма.
  <>Утверждать, что общинный строй это первобытный строй, значит, утверждать, что семья тоже первобытный общественный институт, а досемейные отношения это достижения прогресса и общественного развития. Напомним, что до того как люди стали жить отдельными семьями женщины и мужчины жили раздельно, так как не позволяли условия жизни, каждой семье строить жилье и добывать пищу. Такое положение и сегодня можно заметить в 'затерянных племенах', об этом сообщают и некоторые историки. Точно также и сейчас семья распадается под ударами либеральной идеологии ювенальной системы. ПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ФОРМАЦИЯ БЫЛА ВНЕСЕМЕЙНОЙ, и к такому первобытному состоянию движется современный эгоистический прогресс.
  <>Сложный общинный механизм взаимоотношений и взаимодействия в каждом своем моменте существования требует решения - управления. Прежде всего, община управляется обычаями, установленными вековой практикой межличностных и хозяйственных отношений, без них никакой вождь не справиться с назревавшими проблемами и распрями. Но каждый понимает, что в помощь обычаям нужен вождь, иерарх, который бы поддерживал действие обычаев и без которого общество может пойти в разнос. О выборности иерарха мысль возникает само собой, так как другие варианты связаны с несогласием и насилием, а насилие чувствует любое живое существо.
  <>Община как результат хозяйственной договоренности соседей, живущих на одной территории, совместно пользующихся этой территорией, подразумевает выборность общинных должностей для оперативного контроля, регулирования и координации назревших неурядиц. ВЫБОРНОСТЬ ИЕРАРХОВ 'СНИЗУ-ВВЕРХ' достаточно выразительно представлены самой структурой общинных отношений.
  <>Демократическая социальная иерархия возникла в общинной формации как естественное стремление к тотальной выборности всех полномочных управленческих должностей, а не как сверху спущенная идея. История свидетельствует, что общинное самоуправление, естественная власть народа (демократия) была подавлена разбойными дружинами, потомки которых навечно захватили власть, стали князьями, королями императорами. А такое развитие общественных отношений требовало накопление торгового-финансового капитала. Поэтому возник большой интерес к торговле рабами, формированию рабовладельческого, феодального, капиталистического 'строя'.
  <>Достаточно бегло ознакомиться в интернете с общинами сельской, казацкой, цыганской, старообрядческой, сибирской, еврейской, тоталитарной и другими, чтобы убедиться, что институт общин самая естественная и распространенная форма жизненного уклада. И во всех разновидностях общинного уклада достаточно выразительно представлены 'обратные' выборные управленческие пирамиды.
  <><><>
  <><><>2. ОБЩИНА СЕЛЬСКАЯ
  <>Сельская соседская община наиболее распространенный уклад жизни по всем этносам и континентам, но на просторах Российской Империи сельская община имеет свой колорит и сакральное (соборное) к ней отношение. Слово 'община' позднего происхождения. Оно возникло путем точного перевода аналогичных иностранных понятий. Русские же крестьяне говорили 'мир' или 'общество'.
  <> 'История сельской общины как сословного института, руководившего всей жизнью деревни - хозяйственной, общественной, семейно-бытовой - прослеживается по историческим источникам со времен Русской Правды, своеобразного первого писаного государственного кодекса ХП в. Основы существования общины (во всех ее разнообразных видах - вервь, задруга, печище и другие) лежали в 'самом духе народа, в складе русского ума, который не любит и не понимает жизни вне общины и даже в своей кровной семье хочет видеть общину, товарищество', - писал видный исследователь русской общины И. Н. Миклашевский.
  <>Территориальная (соседская) община была универсальной формой социально-хозяйственного бытия русского крестьянства, повсеместность ее распространения лишь свидетельствовала о ее необходимости и как бы "самовозникновении" на новых вновь заселяемых русскими крестьянами землях. Сельская община сохраняла первостепенное значение СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА, определявшего всю внутреннюю - хозяйственную, общественную, семейную...Община строилась на сочетании коллективного землевладения и отдельного ведения хозяйства каждым двором. Члены сельской общины были связаны тесной соседской солидарностью и общей собственностью на пастбища и лесные угодья. Сельская община регулировала проведение коллективных хозяйственных работ - ирригацию, строительство мостов и дорог, устанавливала правила пользования лесом и порядок пастьбы скота на общественном пастбище
  <>Сельское общество ('сельская община', 'крестьянская община', 'мир') - единица административно-хозяйственного самоуправления крестьян Российской империи. Несколько сельских обществ составляли волость. Сельские общества управлялись сельскими сходами, сход составлялся из всех крестьян-домохозяев.
  <>Выборными органами общинного самоуправления, 'общества' были волостной старшина, староста и деревенский старшина. Выборными лицами являлись окладчики, счетѓчики, члены различных комиссий, рассыльные, челобитчики, сотские, десятские и другие должности. Староста был выборным официальным лицом, избирался на общем сходе сельского общества, куда входили несколько деревенских общин, здесь же ему назначалось определённое годовое жалованье. На сельских старост, в своих действиях опирался волостной старшина, они выполняли все его поручения. Деревенский старшина не являлся официальным лицом и исполнял функции связанные с общей хозяйственной и духовной жизнью общины. Следует отметить, что должности десятских и сотских являются местными чинами полиции, которые содержались за счет крестьян до 1903 года.
  <><><>
  <><><>2. ОБЩИНА КАЗАЧЬЯ
  <>Казачья община является разновидностью сельской соседской общиной с уклоном на готовность к воинским формированиям. Она другой и быть не может, так как изначально казачьи поселения были вольные поселения. В интернете 'казачья община' освещена достаточно объемно, как исторически, так и в современном исполнении. Казачество начало организационно возрождаться как в станичных (сельских), так и в городских условиях. Отрадно, что возрождение дошло до проекта (пока проект) федерального закона "О российском казачестве". Заметим, что в первоначальной редакции фигурировало название 'казачье общество', просто 'общество' резко отличается от 'общины', поэтому очень хорошо, что исторический и здравый смысл возобладал. Приведем некоторые положения этого проекта.
  <>Статья 24 закона устанавливает, что 'Исторической формой казачьего самоуправления является КАЗАЧЬЯ ОБЩИНА. Казачье самоуправление, являясь организацией казаков для решения вопросов внутренней жизни казачьей общины, не подменяет местного самоуправления. Органы казачьего самоуправления взаимодействуют с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии'
  <>Далее в статье 25: 'Представительным органом казачьей общины является КАЗАЧИЙ КРУГ, созываемый не реже одного раза в год. Руководство казачьей общиной осуществляет атаман казачьей общины, избираемый казачьим кругом открытым голосованием сроком на один год. Исполнительным органом казачьей общины является правление, состоящее из атамана казачьей общины, его заместителей, других членов правления, руководителя казачьего общества, представителя ревизионной комиссии и старейшины совета стариков.
  <>Статья 26. 'Порядок созыва и работы казачьего круга, нормы представительства казаков на круге, порядок избрания атамана казачьей общины, совета стариков и назначения правления казачьей общины, количественный состав правления казачьей общины, совета стариков, а также полномочия атамана, правления казачьей общины, совета стариков регулируются УЛОЖЕНИЕМ (УСТАВОМ) казачьей общины исходя из традиций и обычаев казачества'.
  <>Статья 27. 'Руководство отдельным казачьим округом, территориальным казачьим союзом, казачьим землячеством осуществляет атаман, который избирается сроком на два года и подотчетен казачьему кругу, совету атаманов, атаману общероссийского казачьего объединения'.
  <>Статья 29. 'Представительным органом общероссийского казачьего объединения является БОЛЬШОЙ КРУГ общероссийского казачьего объединения, а в период между его созывами - СОВЕТ АТАМАНОВ.
  <>Казачья община подтверждает и убеждает, что властная обратная пирамида не досужий вымысел, а древняя историческая практика. Сплошная выборность 'снизу -вверх' не только атаманов административного управления но и всех войсковых должностей. Кроме официальных органов самоуправления особую роль в передаче поколениям сакральных знаний общежития и взаимодействия играет совет старейшин. Совет стариков (старейшин) - консультативно-совещательный орган казачьего, объединения избираемый казачьим Кругом (Сбором) из наиболее авторитетных, благочестивых, уважаемых, показывающих пример своими благими делами стариков.
  <>Суд чести - выборный общественный орган, призванный активно содействовать строгому исполнению казачьих обычаев, традиций, соблюдению всеми казаками Кодекса Чести Казака, выполнению решений Кругов, Советов Атаманов (Сборов, Сходов) и других распорядительных документов.
  <><><>
  <><><>3. ОБЩИНА СИБИРСКАЯ
  <>В первые же десятилетия XVII в. в Сибири формировались сельские миры. Структура сельских общин, функции миров и их выборных представителей были принесены в Сибирь из Поморья, где удерживалась развитая мирская организация сельского населения с низовыми и всеуездными (высшими) органами.
  <>Российскому крестьянству, стихийно заселявшему Сибирь с конца XVI в., принадлежит основная заслуга в хозяйственном освоении огромной Сибирской территории. На протяжении XVII в. оно закладывало основу образованию в таежной и лесостепной части Сибири крупных сельскохозяйственных районов
  <>Ежегодно крестьяне каждой слободы выбирали штат общинного управления во главе со старостой - десятников (непосредственных помощников старосты) и целовальников - таможенного, отвечавшего за таможенные сборы на местном торгу, житничьего, обеспечивавшего сборы оброчного хлеба и средств на мирские расходы, мельничного, собиравшего деньги на помол зерна на мельнице, полевого, пол управлением приказчика наблюдавшего за состоянием оград десятинных полей. В сибирской деревне сложилась определенная иерархия общинных организаций. Помимо деревенских старост в это время существовали и старосты слобод, т. е. волостные, возглавлявшие миры всех деревень, входивших в округу слободского управления.
  <>Сельские миры, центрами которых были слободские поселения, в своей повседневной жизни отнюдь не являлись замкнутыми сообществами, не связанными с округой, уездом и самим городом. Сама система местного самоуправления допускала активную совещательную роль мирских сообществ их право обращения к власти, и даже апелляции на ее решения и действия.
  <>Государственная власть ввела специфическую для Сибири систему приказчичьего управления сельскими округами. Приказчикам как представителям воеводской администрации передавались широкие административные и судебные полномочия. Тем не менее, эта система не помешала возникновению и функционированию мирских организаций с выборным представительством. Воеводская власть признавала крестьянские сообщества, пыталась использовать их в укреплении своего административного и фискального надзора, и вместе с тем вынуждена была учитывать их мнения.
  <>В компетенцию сибирских воевод входили и административные, и хозяйственные, и финансовые и судебные, и военные вопросы управления. В сословно-представительной русской монархии мирская организация и воеводское управление являлись двумя взаимодополняющими частями механизма власти. Для миров сотрудничество с воеводой, приказами было одной из многочисленных функций, хотя и весьма важной. Государственная же власть была заинтересована в первую очередь в фискальной и распорядительной деятельности миров.
  <>"Казацкий обычай" решать свои дела на войсковом круге четко прослеживается во всех сибирских летописях. русское правительство вынуждено было не только сохранить казачью организацию, но и считаться с ее традиционными формами. Войско считало себя вправе иметь и отстаивать свое профессиональное мнение о воинских делах - постройке и состоянии оборонительных сооружений, обеспеченности вооружением, необходимости, сроках и тактике походов и боевых действий, о численности гарнизонов и их материальном снабжении.
  <><><>
  <><><>4. ОБЩИНА СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ
  <>Старообрядческая община та же сельская община, но отличается своей духовной, идеологической направленностью. И эта религиозно-идеологическая направленность влияет на иерархическую структуру общины и союз общин, если он такой образуется. Основную функцию в такой общине выполняют проповедники, наставники, священники.
  <>Но в любом случае принцип естественной демократии - выборность вех хозяйственных, управленческих и ритуальных лиц сохраняется (избрание, поставление в сан, преемственность). 'Вся власть всегда находилась в руках мирян, и это приводило к утверждению идеи, что посредничество между богом и человеком необходимо лишь крайне ограничено'.
  <>При объединении общин в союзы, согласия, соборы главенствующим являлся принцип соборности. На соборы съезжались наставники или др. руководители общин, авторитетные иноки. Известно немало соборов, проходивших с участием делегатов от разных согласий, созывавшихся для прений по спорным проблемам, выработки взаимоприемлемых решений и возможного примирения. 'Отдельными общинами руководят наставники, или духовные отцы-миряне, избранные из членов общины и благословленные на служение главным наставником общины при согласии наставников двух других общин'.
  <>Поскольку выработка правил священнодействия производится самими общинниками, то их религиозно-идеологические установки и правила имеют большое разнообразие. И в повседневной деятельности старообрядческих общинников могут преобладать хозяйственные мотивы или религиозные. И в этом плане община может сильно обособиться и приобретать сектантские черты. Если образуется союз нескольких общин, то это уже церковь с разветвленной иерархией и центральной религиозно идеологической властью, определяющей и контролирующей жизнь общинников. Но главным в общинном народовластии является способность общинников донести до иерархов самых высоких уровней свои насущные нужды-потребности. Но эти нужды-потребности должны быть общими, а в этом и вся трудность согласия.
  <><><>
  <><><>5. ВЕЧЕ
  <>Как свидетельствует С. Князьков в одноименной статье, ВЕЧЕ - собрание, сходка взрослых домохозяев, жителей одного города, для решения сообща каких-либо дел, касающихся их городской жизни. Сходки эти существовали издавна, задолго до призвания князей. Следует отметить, что ВЕЧЕМ называли тогда вообще совещание и вообще народное собрание, даже в тех случаях, когда и то и другое не имели своей задачей вынести какое-нибудь решающее, то или иное государственное дело постановление.
  <>Вече, следовательно, было главнейшей формой самоуправления в Древней Руси, в которой выражалась тогдашняя государственная власть. Другой формой выражения государственной власти в Древней Руси был князь. Вече правило волостью наравне с князем, и, конечно, строгого разделения власти веча и князя не могло существовать в то время. Люди тогда жили не по писаному закону, а по обычаю, одинаково обязательному и для князей, и для народа, но не вносившему никакого строгого распорядка в течение дел.азмещались на вече люди в некотором порядке. В середине, ближе к князю и епископу и к выборной городской старшине - посаднику и тысяцкому, - собирались те, кто пользовался большим значением в городе или за свое богатство, или за услуги, или по преклонному возрасту. Вече все меньше выполняло функция выборности органов самоуправления и все больше функции референдума, совещательного органа..
  <>Для устройства торгово-военных экспедиций и артелей древнерусский город составлял полк, или тысячу. Эта тысяча делилась на сотни и десятки по улицам. Во главе всей тысячи стоял избранный начальник ее - тысяцкий, во главе сотен и десятков - избранные же сотники и десятские. Кроме тысяцкого, летописи упоминают еще одно высшее должностное лицо в городе - посадника. В таких случаях тысяцкий являлся как бы военным начальником, а посадник - гражданским управителем и судьей города. На обязанности тысяцкого лежала и охрана внутренней тишины и спокойствия города, его полиция.
  <>Вся эта городовая старшина, избранная всегда из лучших, наиболее уважаемых, сильных и богатых горожан, конечно, находилась в постоянном деловом общении с князем. Князь в своих делах по суду и управлению в силу уже одних личных удобств должен был справляться с мнениями и жалованиями этих 'старцев градских'.
  <>Беглое знакомство с историей общинного уклада, общинной формации на просторах Российской Империи может быть вывод, что мирской (общинный) уклад жизни был повсеместен в различных социальных и хозяйственных условиях, у разных этносов. Можно говорить о естественной 'демократической' психологии, а не о 'рабской психологии русского мужика', которую так стараются внушить русские и нерусские либералы. Очень жаль, что сельская соседская община разрушена историей, казацкая и старообрядческая общины несколько возрождаются, но это же только для сохранения этногрупповой экзотики, а не как единицы местного самоуправления.
  <><><>
  <><><>6. ОБЩИНА ЦЫГАНСКАЯ
  <>Еще 'демократичнее' выглядит 'властная' пирамида в цыганском таборе. 'Один из основных законов цыганского сообщества гласит: 'ни один цыган не может быть над другим'. Это не отменяет наличие лидеров и представителей цыганского сообщества в нецыганском обществе. У цыган часто вызывает иронию стремление каждого гостя (особенно журналистов и милиционеров) цыганского сообщества поговорить с 'самым главным', 'бароном'. Если у табора есть негласно признанный лидер или человек, ответственный за общение с внешним миром, невежественного визитёра просто отправляют к нему. Если такого лица нет или оно отсутствует - к любому уважаемому члену табора. Часто таких лидеров или представителей для 'чужаков' цыгане называют 'баронами', будучи убеждёнными, что 'чужак' другого названия, а также социального положения этого человека просто не в состоянии понять.
  <>В действительности вожаком становился (без какой-либо формальной выборной процедуры) цыган, хорошо владеющий языком окружающего населения, способный отстоять интересы табора, пользующийся абсолютным авторитетом. Важно отметить, что его власть не была сродни государственной власти. У него не было никаких возможностей к принуждению - ни полиции, ни дружины. К его словам прислушивались, только если они были справедливы. Авторитет вожака был духовным и никаким более'.
  <>Такую цыганскую общинную формацию можно отнести к 'первобытнообщинному строю'. Но кто может быть против такой первобытности, никто не терпит принуждения, такой 'строй' является мечтой анархистов всех мастей
  <><><>
  <><><>7. ОБЩИНА АМИШЕЙ
  <>Общины амишей сформировались в 17 в. в немецкой Швейцарии, в результате гонений перебрались в США, разрослись и распространились по другим странам. В основном это та же сельской община, но занимается и изготовлением разных предметов, мебели, не применяя современной технологии. Амиши придерживаются старого традиционного образа жизни, не признает предметов и устройств технического прогресса, а пользуется в своем обиходе древними орудиями и утварью. Не пользуются электричеством, автомобилями, включая трактора, только повозки, лошади, плуг. Никаких компьютеров, телевизоров, радио, телефонов, стиральных машин и прочих вещей они не используют. Своим образом жизни они резко выделяется из американского общества. Для американцев постиранное вручную белье, сушащееся на веревке, конечно экзотика.
  <>Амиши живут общинами, никакого 'патриарха' или 'пророка' (как у мормонов) не было и нет. Причем старейшины общин могут принимать собственные решения, в силу чего между разными общинами существуют различия, но не приводящие к противостоянию. Они не признают государство и не участвуют в выборах, не служат в армии. При этом они платят некоторые налоги (вынужденно, конечно). Никакой медицинской страховки не предусмотрено. Да и паспортов насколько я понял, у них не имеется. Это монолитное общество со своим укладом. Община избирает своих духовных наставников и проповедников. Для решения дел, касающихся целой общины, созывается 'общее церковное собрание', постановления которого утверждаются 'конвентом духовных старшин'. Конвент является представителем общины перед правительством
  <><><>
  <><><>8. НРАВСТВЕННОСТЬ - ГЛАВНАЯ ОБЩИННАЯ ЦЕННОСТЬ
  <>Община управляется обычаями, а обычаи есть нравственные нормы человеческих взаимоотношений. В основе этих норм лежат такие основные категории нравственности как справедливость, взаимопомощь, общинная ответственность (круговая порука). В любой разновидности общины базовой структурой является семья, совет старейшин и нравственные принципы. Для юридических норм возраст смысла не имеет, для нравственных норм нужен механизм контроля и регулирования взаимоотношений и старейшины, старцы являются столпом такого механизма. Поддержка и передача нравственных принципов в конкретных действиях общинников является основой выживания общины. Принцип круговой ответственности за каждого своего члена предъявляет и нравственные требования к нему. Ведь велико стремление эгоизма обособиться, присвоить себе больше, посчитать, что тебя обделили, у соседей все лучше.
  <>Казачьему атаману хоть административному, хоть войсковому не столько нужны уважаемые старцы для отправления своих властных полномочий, сколько они нужны для поддержки морального климата в общине. Авторитетные состоятельные общинники могут выделиться из среды большинства и править элитарно. Но со временем произойдет ропот и раздоры. А после раздоров либо узурпация (завоевание) власти, либо распад общины. За этим и строго следят старцы.
  <>Необходимость нравственных межличностных отношений возникла задолго до семьи и частной собственности. Мы и сегодня наблюдаем, что общественные животные в дикой природе соблюдают начатки нравственности в своей стае, популяции. А человеческое дитя в меньшей степени наделено врожденным психофизиологическим механизмом нравственных отношений между особями ибо 'природа пожелала, чтобы он сам до этого дошел'. И он 'дошел' в лице женщины-матери, у которой в эпоху матриархата было столько детей, сколько получалось. И этому детству нужно полноценное питание. Для этого ставилась на землю лохань со снедью и десяток детишек мал-мала меньше в жестокой конкурентной борьбе набрасывались на объект, ибо кто опоздал, тот не успел. И тут детям очень полезны нравственные внушения, что вырывать друг у друга не соответствует естественному праву ребенка. А дети растут и демонстрируют один другому свою силу и власть, дерутся не только между собой, но и соседскими отпрысками. И чем дети взрослее, тем больше разгораются притязания гордыни, жадности, ревности, зависти. И еще больше нужны нравственные внушения.
  <>Вот так с подачи многодетной женщины появилась нравственность и этика, которую потом подхватили и сформулировали философы, в порыве застолья конечно. Но 'мама сказала' - слабое воздействие, нужен высший авторитет типа 'дядя милиционер придет и сильно накажет'. Так появилась религия, в которой высшим авторитетом была богиня в женском обличье и женским именем. Был матриархат, детишки еще не знали, что такое папа. Мужские особи нанимались женской общиной в качестве осименителей и для других физических работ. А когда мужчины прилепились к женщине и детям, то взяли власть в свои руки и переделали всех богинь на богов. В основе всех современных религий заложены нравственные отношения между людьми для сдерживания эгоистического соперничества.
  <>В противоположность управления социумом нравственностью появились правовые нормы, юриспруденция. Синюков Б. П. (Самиздат.ру) логично замечает, что 'только торговцам нужна развитая юриспруденция в смысле частного права, ибо здесь - весьма значительный оборотный капитал, какового нет у простых смертных, кредит, доверие, наследственное право, разрешение неочевидных споров, не таких, как наследование удочки от почившего рыбака'. Уже в 'Моисеевом Законе' установлены основные правовые нормы, нормы наследственности, например. В Римской империи сформировалась скрупулезно разработанная юриспруденция, так как было, что защищать патрициям друг от друга. При формировании государственности США, где гарантом безопасности было владение оружием, значение имели установление правовых норм и судов, на нравственные нормы никто не рассчитывал.
  <>Философия личной свободы, свободы от 'общественного гнета' основана на индивидуальной ответственности, творческого раскрепощения талантов. 'Серенькие' стремятся к соборности, к равенству и справедливости, а выдающие личности к раскрепощенной индивидуальности. Но на необитаемом острове гениальность и талант теряет смысл. Только в среде 'сереньких' и для 'сереньких' талант может расцвести пышным цветом.
  <>Приведем краткий обзор формирования нравственных взаимоотношений в различных типах общин.
  
  <>Уклад СЕЛЬСКОЙ СОСЕДСКОЙ ОБЩИНЫ и общинное нравственная мировоззрение имело значительное влияние на формирование государственности на просторах Российской империи, даже несмотря на крепостнический гнет. Это общинное мировоззрение органически вписалось в христианские постулаты. Общинный 'мир' для крестьянина отражало всю глубину его духовно-нравственного сознания, олицетворяя не просто арифметическое соединение крестьян, а нечто большее - соборное соединение, имеющее характер высшего закона. Крестьянин говорил так: 'мир собирался', 'мир порешил', 'мир руки давал', 'мир выбрал', вкладывая сюда значение высшей духовно-нравственной инстанции- 'мир крещеный', 'мир христианский'.
  <>Важнейший принцип жизни в общине - взаимопомощь. Трудовая взаимопомощь в виде коллективной подмоги в строительных и других хозяйственных работах Без этого обычая невозможно представить выполнение таких трудоемких работ, как постройка или ремонт дома, валяние войлока и др. Общей была и религиозная жизнь сельской общины, организованная по всем правилам календарной обрядности.
  <>Мир выносил решения по мелким судебным делам, не передавая дела в волостной суд. В случае недоимок с отдельного двора, за него должна была платить вся община. Но община обычно, старалась не доводить до этого и использовала ряд средств воздействия на недоимщиков: могла продать часть зерна с полос недоимщика, продать часть имущества, послать на заработки в город и даже отдать в рекруты. Члены общины строго следили за поведением молодых. Нарушение нравственных норм, особенно девушками, вызывало публичное посрамление
  <><><>
  <>СИБИРСКАЯ ОБЩИНА в период ее становления четко определила приоритеты личного и 'мирского' по всему кругу проблем. Сход членов общины, 'общественное согласие', был высшим органом 'общества'. На сходе все старожилы были равны в правах, но наибольшим авторитетом пользовались мудрые, вы-соконравственные, талантливые в землепашестве крестьяне. На сходах изѓбирали должностных лиц, заслушивались отчеты 'выборных' лиц, финансовые отчеты, утверждалось налоговое обложение домохозяев, разрешались споѓры и тяжбы между крестьянами. Здесь наказывали за нарушение НРАВСТВЕННЫХ НОРМ, традиций, за мелкие преступления и т. д. Сельский сход обычно соѓбирался 10-16 раз в год, чаще зимой, чем летом.
  <><><>
  <>В СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ОБЩИНЕ были сохранены принципы, исторически сложившиеся русские устои жизни и верность 'началам древнего русского благочестия'. В системе морально-этических традиций у старообрядцев на первое место выходят традиции тесно связанные с трудовой деятельностью. В них заложены основы уважения к труду, как 'труду благого и богоугодного', земле и природе. Именно тяготы жизни и гонения стали основой бережного отношения к земле как высшей ценности. Староверы резко осуждают лень и 'нерадивых' хозяев, которых нередко выставляли напоказ при большом стечении народа. Именно трудовая деятельность староверов отмечалась своеобразными традициями, празднествами и ритуалами, что было отражением своеобразной культурой и бытом русского народа. Кержаки заботились об урожае, о здоровье своей семьи и скота, о ПЕРЕДАЧЕ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА подрастающему поколению. НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ между человеком и природой. Плотничество, пчеловодство, кладка печей, художественная роспись и ткачество передавалось из поколения в поколение.
  <>Традиция 'помочи'. Это и совместная уборка урожая, строительство дома. В дни 'помочи' работа за деньги считалась предосудительным делом. Вороватому человеку община могла дать 'отпорную', т.е. каждый член общины произносил следующие слова 'я от него отпираюсь' и человека выгоняли из деревни. От старовера никогда невозможно услышать бранных слов, каноны веры не разрешали возводить на человека клевету, учили терпению и смирению. В семье никогда не воспитывали окриком, а только пословицами, прибаутками, притчей или сказкой. Как считают старообрядцы, чтобы понять как жил человек, надо знать, как он родился, как играл свадьбу и как умирал. Считается грехом плакать и причитать на похоронах, иначе покойный утонет в слезах. Сорок дней следует приходить на могилу, разговаривать с покойным, вспоминать его хорошими словами. С похоронной традицией связаны и родительские дни поминовения.
  <><><>
  <>Статья О ЦЫГАНАХ предостерегает, что если разрушаться последние таборы, то эти цыгане станут как русские - то есть с ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ. И часть из них вольётся в преступный мир: как это произошло с сэрвами, ловарями, крымами и прочими цыганскими этногруппами.
  <>Не пеняют работники МВД, которым вменили в обязанность контролировать узбекских и таджикских цыган, ни на воровство, ни на торговлю наркотиками. Ни одного случая за 15 лет не зафиксировано. ПОТОМУ ЧТО ЭТО ТАБОР! Потому что внутренний перекрёстный контроль на высоте. А вот "мадьяры" тоже живут в палатках. Но родовой общины нет. Венгерский табор - это конгломерат независимых семей. Героина и там нет. Зато карманные кражи - обычное дело. Провинившегося могли объявить 'осквернённым', или в особо тяжких случаях изгнать из табора. В обоих случаях это означало социальную смерть.
  <><><>
  <>КАЗАЧЬЯ ОБЩИНА Союза казаков сложившаяся на основе казачьих обычаев, традиций и казачьего уклада жизни имеет свою собственность, ресурсы общего пользования и СОВМЕСТНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Проект закона о казачестве прописывает главную задачу возрождение культуры и языка, сохранение жизнеспособности дворового хозяйства, хуторов и станиц. Обращение к прошлым традициям вызвано не столько этнической экзотикой, сколько убеждением в их нравственных устоях.
  <>Казачью общину Союз казаков объединяет Православная Вера, общие обычаи и традиции, здоровый образ жизни, общее культурное наследие и общая территория проживания, совместный труд и служба. Сегодня многое говориться о казачьих традициях и об их продолжении в современности. Однако то, что веками складывалось в рамках бытовой сельской культуры в условиях постоянной необходимости поддерживать воинский дух и навыки, оказывается в чем-то невостребованным, в чем-то очень сложным в современных городских условиях.
  <>В основе стремления к единению лежит моральный аспект. 'Община казакам нужна для ощущения семьи и братства, чтобы почувствовать родственную душу. Чтобы оградить казачьи общины от людей случайных, имеющих корыстные цели, разлагающих общины, эксплуатирующие казаков в своих целях, позорящих казачество. Мы стараемся сохранять культуру и язык своих предков и неприемлем безудержную русскую любовь к крепкому спиртному'.
  <><><>
  <>Основы морали АМИШЕЙ - простота, скромность. Умеренность - это добродетель для них, но не идеал, а скорее норма, повседневность. Большинство из них носит одежду и головные уборы определенных цветов и фасонов, дети и женщины ходят босиком в теплое время года. Не признавая современной техники и электричества, амиши не считают их чем-то дьявольским. Скорее вредным, для души и для сообщества. Как они считают, современная техника РАЗОБЩАЕТ ЛЮДЕЙ, делает их индивидуалистами. К тому же это прихоть, роскошь, не нужная для жизни. Амиши не против фотографий и фотоаппаратов как таковых - а против изображения людей. Но это не касается детей, так как они еще не крещеные. В этом, они следуют древневрейской традиции.
  <>Относительно детей амиши, видимо самые демократичные, подрастающему поколению с 14 лет дозволяется смотреть любые телепередачи из телеэфира США для того, чтобы подросток к 17 - 18 годам выбрал для себя способ существования. То ли он останется в общине, и будет поддерживать общинные обычаи, то ли ему понравиться цивильный образ жизни и он покинет территорию общины. И подавляющее большинство подростков решало остаться в общине. Объяснить такое решение можно только тем, что нравственные отношения в общине гораздо проще и понятнее, а главное привычнее тех 'рейтинговых' человеческих отношений, которые демонстрируют телепередачи США.
  <><><>
  <>Еврейские общины ЕССЕЕВ по своей идеологической направленности схожи с православными старообрядцами и протестантскими амишами, но они (видимо) остались в истории, как и сельская община. Сведения в интернете, и в особенности Сиников Б. П., представляют ессеев как образец служения высокой нравственности в противоположность иудаизму. Главная доктрина иудаизма в делении на избранный народ и остальной народ, предназначенный богом для обслуживания избранного. Вот ессеи, 'почувствовав отвращение к испорченным нравам городов, а по мнению новейших исследователей - потеряв надежду на успех в борьбе за национальные начала еврейской жизни, образовали из себя строго замкнутый орден'
  <>Главное место в жизни ессеев занимали моральные ценности, они избегали клятв и не придавали особого значения жертвоприношениям, отличались исключительным благочестием и НРАВСТВЕННОЙ ЧИСТОТОЙ, много места в их обрядах занимали гигиенические процедуры. Все потребное для себя они изготовляли сами, избегая сношений с торговцами. усердно занимались земледелием, пчеловодством, скотоводством, ремеслами, не делали оружия и отвергали войну; признавали лишь общую собственность; безусловно отрицали рабство; помогали друг другу всячески; учили, что все они братья между собой.
  <>Сиников Б. П. посвятил ессеям немало восхищенных строк: 'Самаритяне не отходят от сущности своего племени - торговли, они лишь из-за внутренней конкуренции стремятся к горизонту в поисках лучшего для себя места. Ессеи же уходят с тех мест, где толпится их племя, потому, что не приемлют вообще торгово-обманный смысл жизни. Самаритяне движутся в другие племена и народы, чтоб жить за их счет, внедряя в них свою культуру, ессеи же находят пустые, незанятые другими народами ниши, чтоб наладить свою жизнь без угнетающе-обманной торговли. Недаром Иисус считается противником торговли в храмах, в которые превратились караван-сараи. Поэтому слова "ессеи не секта" мне о многом говорят. В частности, что не по какому-либо предписанию какого-нибудь руководителя они уходят, а по зову своей частной, индивидуальной души, чтоб не обманывать аборигенов, а жить своим умом и трудом в содружестве с аборигенами. Именно от них, я думаю, идет идея недостижимого в полиморфной среде коммунизма. И именно в ессеях рождалась наука, незагрязненная стяжательством торговца.
  <>А мне остается добавить, что именно ессеи, на мой взгляд, сделали решающие шаги в развитии науки и технологии поиска и производства металлов и вообще алхимии, а потом их догнали самаритяне-торговцы и начали все продавать, включая как интеллектуальный, так и физический труд ессеев. Ну, и нанятых аборигенов, естественно'.
  <><><>
  <><><>9. ОБЩИНА ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ
  <>Все общины исповедуют какую-либо идеологию, но насколько идеологический фанатизм занимает место в повседневной жизни настолько по этому признаку можно выделить общины хозяйственные и идеологические. У такой общины как казачья, старообрядческая или амишей, исповедуемая религиозная идеология в пределах здравого смысла, способствует хозяйственной жизни общины, календарному трудовому ритму, обретению нравственных отношений между общинниками, между человеком и природой, нравственных отношений к остальному миру. Хозяйственную общину отличает семья, совет старейшин и нравственные взаимоотношения. Выборность общинных должностей тоже можно отнести к нравственному сподвижничеству. Если отсутствует хоть один признак, то такую общину следует отнести к идеологической.
  <>Под термином 'община идеологическая' следует понимать сообщества, которое называет себя общиной, но в них преобладает идеологическая задача, идеологический фанатизм. Это и религиозные, и псевдорелигиозные, и философские, тоталитарные, деструктивные, деспотические и всякие другие секты-общины. В протестантской религии иногда церковь-приход называют общиной. Религиозно-философская, например община саентологов. Различные общины 'альтернативного общества', например, 'примитивных анархистов'. Общиной называют и национальную диаспору, объединенную, например, культурным национальным центром или своей церковью.
  <>Тоталитарная община не всегда деструктивная. Если идеолог смог собрать вокруг себя общину и внушает сознанию общинников позитивные нравственные устои, то в этом только позитив. Но, как правило, тоталитарные общины-секты носят псевдообщинный характер и лидер или лидирующая группа преследуют эгоистические цели, связанные с мошенничеством. При этом могут использоваться психотехнические методики внушения и самовнушения, суггестии и гипноза, наркотических препаратов, изнурительных постов, трудных физических упражнений, ограничения в физическом отдыхе и сне, часто повторяющихся молитв для быстрейшей деформации сознания верующих.
  <>Критерием оценки негатива или позитива в идеологической общине-секте является здравый смысл. Примером здравого смысла может служить система оздоровления 'аюрведы', которая предлагает прежде чем заняться йогическим просветлением, вначале привести свою физиологию и психологию в предельно здоровое состояние. По сути эта система гигиены тела и духа, все мы о своем здоровье, психической уравновешенности не заботимся, пока 'жареный петух не клюнет'. А когда клюнет, ищем легкие мистические пути восстановления.
  <><><>
  <><><>10. ОБЩИНА ЕВРЕЙСКАЯ
  <>В интернете о еврейской общине (кагале) и еврействе в целом наибольший объем сведений различной направленности и толка в сравнении с другими разновидностями общин. Это свидетельствует об активности с одной стороны и востребованности темы с обеих сторон. Второй момент - еврейские, (точнее иудейские) общины отличаются своеобразием, не похожи на другие общины. Характеризовать иудейскую общину можно как идеологическую, так как жизнедеятельность общины происходит под патронажем идеологов иудаизма. А одним из основных постулатов иудаизма - еврей может управляться евреем, и управляться образованным иудеем, а образование заключается в доскональном знании положений иудаизма. С такой позицией не все авторы согласны, есть мнение. 'Когда мы говорим об еврейской общине, надо понимать, что речь идет о социальной, а вовсе не о религиозной формации'. Но иудаизм как религия, даже классический, более светский, чем религиозно-мистический. Большинство евреев исповедуют атеизм, но признают руководящее и организующее влияние иудаизма.
  <>Но рассматривать иудейскую общину нужно как с исторической позиции, так и с точки зрения современной организованности еврейской диаспоры, прежде всего, на просторах бывшего СССР и российских в частности. Для организованного еврейства синагога это не только дом для молитв, это культурно-образовательный и общественный национальный центр. И исторические традиции такого центра сильны. 'Современность, характеризующаяся распадом тоталитарной еврейской общины и ее власти, равно как и попытками восстановить их'. Но 'распад' этот продолжается последнее столетие, и попытки восстановить власть евреев над евреями не скоро прекратятся. Иудейская 'община' несет значение церкви, прихода верующих (община верующих). Поэтому и светское и религиозное сильно переплетено, одно от другого неотделимо.
  <>Еврейская община отличается по существу от сельской соседской общины, уже по тому, что иудею заниматься на земле противопоказано, но еще и по тому, что сельская соседская община давно распалась не без помощи еврейства. Иудейский кагал только видоизменился так, так как стремление и способности к организованности не остыло. Сходство, разве что во взаимопомощи, но содержание самой взаимопомощи резко отличается. С распадом СССР еврейские общины получают усиленную помощь от различных всемирных организаций еврейства, как финансовую, так и идеологически методическую.
  <>Еврейский кагал в сравнении с цыганским табором является его антиподом, прямой противоположностью. Цыгане объединяются, чтобы сохранить свою самобытность, и благодаря этому не раствориться в обществе и выжить. Евреи объединяются, чтобы сохранить свою самобытность и раствориться во всех общественных сферах и благодаря этому выжить (ближнего своего). Цыганский табор занимает нижние ниши социальной пирамиды, иудейские общины занимают верхние ниши социальной пирамиды и реализуют свое стремление постоянно расширять эти ниши, внедряясь в различные общественные сферы - политические, экономические, культурные и всякие другие.
  <>От казачьей общины кагал отличается тем, что в первой культурные мероприятия отдалены от религии, во втором - непосредственно вплетены в религиозные ритуалы. Казачество ставит целью поднять воинский дух и мастерство, кагал ставит первостепенной задачей поднять дух и мастерство конкурентного соперничества за место под солнцем. У иудеев очень острое внутривидовое соперничество, между общинами и общинниками, но это только для того, чтобы оттачивать мастерство межвидовой конкуренции.
  <>Принцип построения иудейской общины - мини-государство со всеми государственными атрибутами и олигархическими принципами демократии. Совет общины - орган управления состоящий, как правило из наиболее значительных членов общины, габая, коганим и шамеса. Ранее раввин принимал главенствующую роль в совете, но постепенно раввин начинает отвечать в основном за духовную жизнь, а административное, финансовое и прочее 'мирское' руководство, кроме судебного, переходит в веденье габаев. Но, тем не менее, слово раввина до сих пор является главным. Кагал как общинная организация быта иудеев в рассеянии просуществовал многие столетия, и может служить опытом выживания для других общин.
  <><><>
  <><><>11. БУДУЩЕЕ ЗА ОБЩИННОЙ ФОРМАЦИЕЙ
  <>О будущем общинной формации лучше не скажешь, чем Победоносцев К.П. и Катков М.Н. в статьях о значении общинного уклада для мировой цивилизации. Статьи заслуживают полного прочтения, но здесь допустимо привести лишь краткие фрагменты.
  <> 'Один из новейших писателей (Laveleye) предлагает вопрос: отчего в Англии дворянство успело с давнего времени сосредоточить в руках своих поземельную собственность, обобрав землю у всех мелких владельцев, а во Франции такое же дворянство, пользуясь еще более значительными привилегиями и властвуя над народом, имевшим еще менее законных прав и еще более стесненным, - не успело достигнуть такого же результата? Отчего во Франции, несмотря на стеснения, мелкая собственность распространялась все более и более, а в Англии, несмотря на политическую свободу, она более и более исчезала? На эти вопросы он отвечает: "одна из главных причин этого явления состоит, по мнению моему, в том, что во Франции сельские общины сохранились до XVIII столетия, тогда как в Англии они исчезли издревле. ПОКУДА ОБЩИНЫ ДЕРЖАЛИСЬ, ОНИ СЛУЖИЛИ ЗАДЕРЖКОЙ РАСШИРЕНИЮ ГОСПОДСКИХ ВЛАДЕНИЙ, - прежде всего потому, что община была непрерывно существующим и твердо укоренившимся бытовым явлением, которое трудно отрицать или ниспровергнуть; далее, потому, что взаимная связь общины как собирательного тела (collectivité) придавала ей значительную силу сцепления и противодействия; наконец потому, что владение общины было, так сказать, неотчуждаемое, обеспечено от раздробления и от случайности наследственных разделов и продаж. Общинные ассоциации пережили всю средневековую эпоху, не изменившись почти ни в чем, подобно монастырским общинам, с которыми имели много общего в устройстве: в качестве корпораций они пользовались выгодой непрерывности.
  <>Наука, особливо на западе, до сих пор обращала внимание преимущественно на критику общины, по утвердившимся теоретическим началам. Не столь известны указываемые другой стороной выгоды общинного устройства, ибо эти выгоды могут быть выяснены и поняты вполне только в связи с фактическими данными хозяйственного быта, а эти данные сами по себе крайне разнообразны в России, весьма мало разработаны и совсем не сведены в систему: вот главная причина, почему и мнения по упомянутым вопросам до сих пор не созрели и отличаются увлечением и односторонностью. Защитники общины (главный в числе их г. Клаус, автор сочинения о колониях в России) утверждают, что недостатки общинного устройства, сопряженные с чрезмерным стеснением личности (например, круговая порука), НЕ СОСТАВЛЯЮТ СУЩЕСТВЕННОЙ ЕГО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ и могут быть устранены законодательством. Напротив того, для обеспечения личности от бездомства и пролетариата община представляет ЕДИНСТВЕННО ПРАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО. Начало общинного землевладения не препятствует, а благоприятствует спокойствию труда и образованию капиталов. Подворное владение способствует к крайнему развитию чересполосности, а общинное владение устраняет ее. С подворным владением сопряжено батрачество и его умножение. Когда земля принадлежит целой общине, каждый из членов ее предполагается в праве на землю. Хотя бы он не пользовался ею, он спокоен в уверенности, что не останется без земли; спокойно уходит на сторонние промыслы и возвращается. В интересе общины заботиться об устройстве бобылей - насильно прогнать их нельзя. А в подворном владении каждый двор заботится, как бы сплотить и уменьшить состав свой. В семействе РАЗВИВАЕТСЯ ЭГОИЗМ: каждому страшно отлучиться надолго, ибо потом его не примут и сгонят с земли. Отсюда, с одной стороны, развитие пролетариата, РАЗЛОЖЕНИЕ СЕМЕЙСТВА, с другой - неподвижность и застой населения, замечаемый особенно там, где нет общинного владения'.
  <><><>
  <>М.Н. Катков в статье 'Русская сельская община' прямо восхищает значение общинной собственности и общинной 'формации' в целом.
  <> 'Благодаря исключительному стечению обстоятельств, сельская община, еще существующая в национальном масштабе, может постепенно освободиться от своих первобытных черт и развиваться непосредственно как элемент коллективного производства в национальном масштабе
  <>Чем ближе к норме искомой наукой подходит общинная собственность, тем несомненнее, что ее последствия будут благодетельны для общества, и что очевидность их будет возрастать по мере того, как будет идти вперед общественное развитие.
  <>Как ни важны непосредственные последствия, как ни обильны ближайшие выгоды общинной собственности, все это бледнеет перед тем значением, какое может получить ЭТА ВЕЛИКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ФОРМАЦИЯ В БУДУЩЕМ, когда она раскроет все свое значение и из случайного явления выработается существенный принцип. История покажет, что начало это есть одно из тех семян всемирной жизни, которые таятся в глубине славянской народности.
  <>Форма общинной собственности, организовавшись в могущественной действительности, развив все, что заключается в ее возможности, станет не только наряду с римским началом личной собственности и германским родовой, но далеко превзойдет их и приведет к высшему единству и полнейшей, совершеннейшей норме общественных отношений. То, что кажется непримиримым и невозможным вне этого начала, становится через него делом легким и простым'.
  <><><>
  <><><>12. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ
  <>1. Идея дворовой общины развернутой с статье 'Всматриваясь в будущее России' в форме 'Дворовой Республики' имеет под собой исторический первородный фундамент. Выборность властных органов снизу вверх по принципу 'обратной' пирамиды отработан исторической практикой как элемент народовластия.
  <>2. В условиях соседской общины семья представляет собой реальную ячейку общества. От имени семьи, как от микрообщины, выражает ее интересы один представитель (чаще глава семьи), участвующий во всех решениях общины. Это и есть реальное непосредственное участие семьи в хозяйственно политической жизни общества.
  <>3. Общинный уклад погашает разрастание безнравственности и преступности, формирует нравственный стержень личности, распространяя ответственность круговой порукой на всю общину.
  <>4. Городская община отличается от сельской тем, что жители не объединены единством обработки сельхозугодий а только территориальным единством общежития. Этот фактор объединения является одновременно позитивным и негативным.
  <>5. Городские, поселковые, сельские дворовые общины должны сформировать органы местного самоуправления снизу вверх по принципу обратной властной вертикали. Это и положит начало 'Союзу Вольных Общин' и гражданскому обществу.
  <>6. Опыт дворовых объединений на общинном принципе существует и распространяется в форме кондоминиумов, особенно в Австралии, Канаде и США. Осталось этот опыт перенять, инициатива за Вами.
  <>7. Целесообразность и необходимость соседской самоорганизации иллюстрирует мексиканский пример стихийного объединения жителей после разрушительного землетрясения и цунами. 'Какое-то время люди ожидали поддержки со стороны правительства, но затем решили ПОМОГАТЬ СЕБЕ САМИ. Были созданы группы для восстановления разрушенных домов, возобновилась торговля. При этом возникли объединения соседей и другие организованные группы, существующие по сей день. Взаимопомощь соседей и другие совместные меры по организации ЗАЩИТЫ ОТ ПРЕСТУПНИКОВ и поддержанию порядка относятся к той же категории. САМООРГАНИЗАЦИЯ в критических ситуациях создает не только гражданские ассоциации, но и особое отношение людей к происходящему, порождая атмосферу общественной солидарности'.
  <>Заметим, что 'объединения соседей остались существовать по сей день'. Люди почувствовали в себе силу 'не раскрытых возможностей' и перестали мечтать об умном и честном правительстве. 'Открытое общество и демократия являются, в сущности, всего лишь формами. Они предоставляют возможность свободы, но сами не создают межличностной солидарности или чувства принадлежности к общему делу'.
  <>8. Объединение по соседскому признаку, а не по национальному или идеологическому. Вот вам пример из интернета. 'Очень много жалоб поступает в администрации муниципальных образований по факту нарушения общественного порядка казаками, чей внутренний устав обязывает их быть примером нравственности и добропорядка. На территории Краснодарского края проживает большое число граждан различных национальностей и конфессий. В курортных городах, в частности Анапа, Геленджик имеются так называемые русские или казачьи шлагбаумы. То есть, если тебе необходимо проехать к лечебным грязям, если ты не член их казачьей общины, обязан заплатить 200 рублей. В настоящее время у казачества имеются большие материальные ресурсы, они лоббируют свои интересы в местных администрациях и 'выбивают' себе земли по договору аренды сроком на 49 лет, после чего ставят шлагбаумы, строят гостиницы, кафе, рестораны. Очень недовольны сложившейся ситуацией представители армянской, греческой и грузинской народностей, а также крымские татары'. Такие же есть примеры распрей между иудейскими и казачьими общинами - конфликт интересов и взаимных обвинений.
  <><><>No D S 19.09.2013
 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на LitNet.com  
  П.Белова "Лишняя невеста" (Попаданцы в другие миры) | | А.Ариаль "Сиделка для вампира" (Любовное фэнтези) | | N.Zzika "Любовь по инструкции" (Любовное фэнтези) | | Э.Грант "Жена на выходные" (Современный любовный роман) | | Жасмин "Как я босса похитила" (Романтическая проза) | | Ю.Ханевская "Отбор для няни. Любовь не предлагать" (Юмористическое фэнтези) | | К.Кострова "Невеста из проклятого рода 2: обуздать пламя" (Любовное фэнтези) | | Д.Рымарь "Десерт по имени Аля" (Современный любовный роман) | | М.Леванова "Я не верю в магию" (Юмористическое фэнтези) | | К.Ши "Жена на день" (Современный любовный роман) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
А.Гулевич "Император поневоле" П.Керлис "Антилия.Полное попадание" Е.Сафонова "Лунный ветер" С.Бакшеев "Чужими руками"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"