Гавань Сергей Васильевич: другие произведения.

Лимуааэль, советы по письму. Выпуск 5

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурс LitRPG-фэнтези, приз 5000$
Конкурсы романов на Author.Today
 Ваша оценка:


   Совет N 77. Диалоги.
  
   -Не используйте формальный стиль, если только в сцене не участвую деловые персонажи, или сцена сама по себе не формальная.
   Существует такая проблема, когда автор не может решить, когда заканчивать повествование (из уст рассказчика) и начинать информационный диалог (из уст персонажа). В следствие, персонаж может звучать, как рассказчик, очень официально и сухо, выдавая что-то вроде "если бы вы слушали, подобно леди, которой должны быть, то знали, что Львы Королевства пересекли границу несколько дней назад и вторглись в Аметистовый дом, восхваляя своих предков".
   Это особенно бросается в глаза, если персонаж по себе не склонен к лекциям и официальным отчётам. Слишком высокие слова, длинные сентенции, особенно те, где персонаж даже не прерывается, что бы восстановить дыхание, без надобности делают вашего персонажа формальным.
   Подумайте, способен ли ваш персонаж выдавать инфо-блоки подобным образом? Поищите другой способ дать информацию читателю. Если персонаж говорил официально в тронном зале, то выйдя из него вместе с товарищем, он должен перейти на свою обычную манеру говорить.
  
   -Вырежьте колебания.
   Здесь вы должны балансировать между реализмом и нуждами истории. На практике мы все знаем людей, которые говорят "Ты знаешь...", "вроде...", "Ну..." или нерешительное "Э-э...".
   В истории, тем не менее, читать такое невероятно скучно, и никакая дань реализму не может оправдать этого.
   Диалог должен отвечать, по крайней мере, одной из четырёх целей: характеризация персонажа, подача информации, движение истории вперёд или восприятие сцены.
   Реальные разговоры обычно расширяют диапазон, однако это убивает историю. Не надо сомнений.
   В эту же категорию попадает желание подать эмоции персонажа посредством диалога. Например, авторы часто пишут что-то в духе "П-п-прошу ос-с-тановитесь, Т-т-тёмный Л-лорд!". Это УЖАСНО.
   Напишите то же предложение без дефисов и добавьте "сказал он, запинаясь", и это избавит читателей от впечатления, что автор озабочен добавлением подобных абсолютно ненужных и раздражающих глаза разговорных мелочей.
  
   -Решите, сколько круговых и повторяющих бесед вы можете себе позволить.
   В жизни часто бывает так, что два человека не раз и не два могут разговаривать на одну и ту же тему, имея с этим какие-то проблемы.
   В фентези историях же места для событий куда меньше, и сама история обязана двигаться куда быстрее, чем в реальной жизни. Поэтому найдите баланс между тем, что бы показать проблемы двух или нескольких персонажей при их встречах, и количеством этих бесед. Поймите, если персонажи три раза будут говорить о том, за что они друг друга винят, то история останавливается, персонажи таращатся друг на друга, а читатель закрывает книгу.
   Хуже всего это проявляется в романтических историях, когда влюблённые раз за разом говорят друг друга примерно одни и те же вещи. История просто заходит в тупик и становится приторно-сладкой.
  
   -Не форсируйте характеризацию персонажей через диалоги.
   Это место, где приверженность реализму требуется больше приверженности истории. Многие авторы знают, что диалоги - это прекрасный способ раскрыть персонажа. Проблема в том, как сделать это правильно.
   Если персонаж на протяжении десяти страниц будет рассказывать трагическую историю о своём детстве персонажу, которого едва знает, то история начинает придавливать реализм. Малознакомый персонаж не станет слушать вас так долго, а ваш герой вряд ли решит рассказывать о себе всю подноготную малознакомому человеку.
   Второе, авторы часто упускают таким образом толкнуть историю вперёд, вместо этого выдавая подобные длинные сентенции. Признайтесь честно - длинные монологи и диалоги скучно читать, особенно если для этого нет особых предпосылок. Попробуйте между блоками фраз добавлять какие-то детали, как то "опущенная голова", жесты руками, моргания, движение бровей, поворачивание спиной и так далее. Это даст читателю ощущение, что говорит не генератор речи, а живой человек.
   Третье, в конце концов, человек при обычной беседе не может говорить долго. У него сбивается дыхание, хрипнет или утихает голос, меняется настроение и так далее. Ему могут предложить воды, или вообще перебить, или перестать слушать.
   Вы всегда можете ужать историю. Старайтесь давать только ту характеристику, которая нужна для истории. Не нужно описывать то, как героиня упала с лестницы и разбила колено в десятилетнем возрасте, если это не имеет отношение к истории.
  
   -Добавляйте некоторые случайности в диалог, но не опирайтесь на них полностью.
   Заставить персонажа ляпнуть что-то не то в ходе разговора и попасть в беду - это хороший результат смешения характеризации персонажа и толкания вперёд сюжета, но не нужно перебарщивать этим только ради вашего удобства.
   Подумайте о логике - если ваш персонаж прошёл тысячу миль, через пустыни и джунгли, храня при себе важную информацию, то он не станет орать и выдавать её только потому, что ему набили шишку на ноге. Это удобно для автора, но очевидная глупость для читателя.
  
   -Сделайте беседы интересными для чтения.
   Большинство чисто информационных бесед не интересные. Те, что повторяются по нескольку раз, как я указывал выше, тоже. Те, в которых один персонаж острит и подкалывает, а другой пялится на него в благоговении, тоже.
   Сделайте персонажей равными собеседниками. Я не часто вижу, что бы собеседники могли обмениваться подколками, аргументами и умными доводами. Постарайтесь делать именно так, это не будет концом света.
   Один персонаж пытается разозлить другого, а тот сдерживает нрав и соскальзывает на другую тему. Один персонаж остроумен, драматичен или колок, но второй доминирует на над ним силой (пленник-пленитель). Оба персонажа злы, раздражены, "вставьте другую эмоцию". Один персонаж скептично задаёт вопросы, второй ему объясняет. Оба персонажа открылись друг другу после долгого молчания.
   Эти методы тоже могут помочь вам в деле.
   Вообще, это потрясающе, как варьируются диалоги. Есть те, которые воспринимаешь легко и в которые веришь; есть те, слова в которых может понять в определённых ситуациях; и есть те, которые не обретут смысла и за тысячу лет.
  
   Совет N 120. Героини, сделанные неправильно.
  
   -Постройте отношение к героине в соответствии с обществом вокруг неё, или дайте причину, почему к ней относятся по-другому.
   Это сильно меня тревожит, когда семья относится к героине как к дерьму, и она убегает прочь, чтобы встретить в паре милях от города группу людей, что считает женщин Вторым Пришествием, а героиню - Дитём Пророчества. Но меня беспокоит не столько авторская кампания по тому, чтобы заставить меня видеть, как героиню омойбог истязают и мучают.
   Как эти две группы людей не влияют друг на друга? Почему они так отличаются, если разговаривают на одном языке, исповедуют одну религию, соединены той же культурой? И если хорошая группа такая хорошая и благородная, то почему она сидит на жопе, вместо того, что бы объяснить плохой семье, что это нехорошо истязать девушку.
   Если хорошая группа, например, торгует с плохой, и тем самым балансирует между принципами и практичностью, то это создаёт интересную связь. Однако я никогда подобного не видел в обычном фентези. Это обычное Добро против Зла, Белое против Чёрного, и при этом первые постоянно не делают ничего, пока вторые действуют.
   О, как я мог забыть. Зачастую Хорошие существуют только для того, что бы создать для героини комфорт и сказать, какая она особенная. Нахер это.
   Создайте нормальный феминизм в истории, людей, а не тех, кто просто служит героине.
  
   -Не превозносите женщин за их гениталии. Это ещё одна сторона той же монеты, что и герои пророчества. Ценить кого-то только за то, с чем они родились - это глупо и просто бесит меня. Эти персонажи не делают ничего, что бы заслужить поклонения. Они просто существуют.
   Это не значит, что матриархата не может существовать в ваших историях, однако существует чёткая грань между отображением матриархата и отображением героинь, перед которыми все пресмыкаются только за то, что у них между ногами.
  
   -Вы знаете, как авторы используют свои фантазии, что бы обыграть свои реальные проблемы в истории? Это слишком заметно в фентези.
   Мне становится плохо, когда родители героини заботятся о ней, как положено нормальным родителям, а также заставляют убирать комнату, одевать одежду, и потому становятся ЗЛОМ.
   Да, они хотят, что бы она носила одежду. Омойбог, ужасно!
   Послушай, автор, мне действительно жаль, что у тебя проблемы с родителями, но не нужно переносить все переживания на отношения своих персонажей. Напиши о них в дневнике, поговори с психологом. Не нужно делать героиню такой же, как вы сами.
   Нежелание носить одежду не делает из героини феминистку. Это делает из героини персонажа с глубоко укоренившимися личными проблемами.
  
   -Избегай клишированных диалогов. Искореняй их без сожалений, охоться до самой их смерти. Взломай своё тело, что бы они никогда больше не появились вновь.
   Одни и те же фразы героини появляются вновь и вновь, когда она конфликтует с другими персонажами.
   "...просто потому, что я девушка".
   "Веди себя, как леди".
   "Я люблю женщин с сильным духом".
   "Это хорошо, дорогой, но ты уже не мальчик".
   "Девушки не пачкаются".
   "Девушки этого не делают".
   "Но ты девушка!"
   Боже мой, ЗАТКНИТЕСЬ.
   Меня не впечатляет ваша креативность, если на фоне я слышу тысячу жалобных голосов, повторяющих одни и те же диалоги и мысли. Это крайне маловероятно, что все героини в разных мирах будут иметь одинаковые мысли.
   Поищите другой путь для самовыражения. Подумайте о проблемах, которые не вытекают из того, что у неё между ногами или груди. Попробуйте, и вы удивитесь, насколько более женственными девушки и леди могут стать.
  
   -"Хорошие девушки" этого не делают.
   Варианты отношений к героине в фентези обычно крайне раздражают. Либо героиню спасают, либо мужской персонаж ей поклоняется. Никак иначе. Старайтесь избегать обоих вариантов. Балансируйте. Поверьте, это не так уж тяжело сделать, если вы понимаете, что иначе история будет вызывать зубной скрежет у читателей.
   Также существует много вещей, которые "Хорошие девушки" почему-то не делают:
   -Не имеют менструации;
   -Не беременеют до самого конца истории, когда находят свою истинную любовь и женятся;
   -Не теряют девственность с кем-то, кроме того, кого любят (если только это не изнасилование);
   -Не получают венерические заболевания;
   -Не испытывают удовольствия от секса с кем-то кроме "истинной любви";
   -Не имеют нескольких хороших партнёров;
   -Не признают существования похоти;
   -Не мастурбируют;
   -Не имеют детей, кроме как после свадьбы (если это не изнасилование);
   -Не растят детей самостоятельно (если только их муж не умер или бросил);
   -Не имеют перегибов разного рода;
   -Не имеют секса с другими девушками.
   Честно, народ. Если в вашем мире никого особо не заботит, замужем ли девушка и есть ли у неё дети, то почему она не может забеременеть до нахождения того "единственного"? Если ваша героиня здоровая и молодая, она не предохраняется, и у неё есть здоровый нормальный партнёр, то это должно когда-нибудь случиться. Но каким-то чудом эти дети задерживаются ровно до той поры, пока молодые не поженятся.
   Избавьтесь от Пуританской морали в фентези. Она не соотносится с "Я женщина, услышьте мой рёв!"
  
   Совет N 179. Хорошие романтические отношения в фентези.
  
   -Не используйте "любовь", что бы заставить двух несовместимых персонажей быть вместе.
   Я прочитал много фентези, где авторы, умело обращающиеся с персонажами, убеждают меня, что эти два абсолютно разных человека не способны быть вместе.
   Их недостатки не дополняют друг друга. Их споры неглубоки, наполнены раздражённостью вместо искрения. Они пренебрежительны к принципам и идеалам друг друга, и не прикладывают усилий, что бы сопереживать друг другу. Их фоны настолько разные, что нет предпосылок к тому, что бы они могли пойти на уступки.
   И затем автор объявляет, что они влюблены друг в друга.
   Почему?! Почему бы не показать их участие в компромиссах, аргументы, которые помогают им понять их различия, вместо того, что бы сталкивать их лбами, дружеские моменты, когда они пытаются преодолеть эти различия и увидеть друг в друге людей, а не объектов для секса. Я всегда, читая подобные истории, надеюсь на волшебную поворотную точку, где автор показывает, что может заставить этих людей сойтись. Я всегда разочаровываюсь.
   Принцип "противоположности притягиваются" имеет свои заслуги, как и "рыбак рыбака видит издалека", однако если у этих разных людей нет никаких общих интересов, то почему они должны влюбиться друг в друга, вместо того, что бы просто заниматься сексом? Вероятно, большинство авторов просто не может представить себе секса без любви.
   Или покажите, что персонажи могут функционировать вместе или не сводите их вообще.
  
   -Полагайтесь на драматические ситуации, а не на спасение в последний момент.
   Фентези имеет целый кластер проблем, касающихся женских персонажей. И хотя авторы обычно пытаются избежать "беспомощных принцесс" и "женщин-воинов", даже сильные женщины всё равно проводят большую часть истории, разваливаясь и нуждаясь в спасении героем.
   Во-первых, почему должно быть спасение? Авторы ужасно перебарщивают с этим ходом, вплоть до того, что мы предвидим все ходы в этой сюжетной линии.
   Во-вторых, почему героиня всегда в одиночку попадает в плен и всегда служит приманкой для героя? Даже если она сильная и независимая героиня, с ней такое почему-то случается гораздо чаще. Не спрашивайте меня, почему.
   Пробуйте использовать другие приёмы, что бы соединить двух людей или показать силу их связей.
   -Один из них укрывает важную тайну (не мелкую, тупую и жалкую), а другой раскрывает её и они действительно говорят об этом;
   -Они проваливаются в одной из важных миссий;
   -Они принимают решение, которое вредит другим людям;
   -Они теряют одного из их детей;
   -С одним из них происходит что-то, к чему косвенно приложил руку второй.
  
   -Показывайте грубые и сладкие участки на всём пути истории.
   Обычно романтические узоры в фентези одинаковы: герой встречает героиню, они пару раз спорят и проявляют ненависть друг к другу, после чего внезапно прозревают и становятся милой пушистой парой, и силой любви побеждают злодея.
   Я против такой романтики, также как против той, где герои слышат и видят мысли друг друга на расстоянии. Это скучно.
   Удаляя конфликты в определённый момент, только что бы создать милые сцены, где герой и героиня хихикают друг другу, вы лишаете историю остроты. Сохраняя конфликт, вы добавляете головной боли и поле для дальнейшего исследования мира героев.
   В хорошо сделанном романе каждая решённая проблема приводит к новой. Персонажи выглядят людьми, а не теми, кому читателям приходится поклоняться.
  
   -Поместите ваших романтических партнёров в центр опасности. Я не имею в виду опасность раскола или ревности. Я имею в виду стандартные войны, Тёмных Лордов, беспорядки и так далее. Многие читатели справедливо думают, что если герои влюблены, то они вряд ли умрут или будут покалечены.
   Так вот, если вы думаете, что не сумеете навредить вашим голубкам, то, чёрт возьми, постарайтесь создать хорошую иллюзию того, что вы можете. Ещё раз, конфликт = история, отсутствие конфликта = скучный гимн совершенству персонажей.
   Иногда очень приятно увидеть, как пара растёт, выживает, а потом одного из них уродуют, или дают мощную магию, которая вызывает ревность и чувство незначительности у другого. Если они начнут бороться, что бы преодолеть возникшую разницу, то у читателей это вызовет несомненное удовольствие и возможно даже большую симпатию к персонажам. Контраст очень полезен.
  
   -Не делайте любовь решением всего.
   Проверьте список дел своего героя:
   -Поспорить с симпатичной девушкой;
   -Заметить её принимающей ванной;
   -Помучаться по поводу победы над Главным Злодеей;
   -Влюбиться/заняться сексом;
   -Победить Главного Злодея.
   Знайте - любовь не может победить тёмного лорда. Она может помочь косвенно, например, помочь принять тяжёлые решения, зная, что рядом есть крепкое плечо.
   Но никто не должен побеждать злодея силой любви. Это дешёвая концовка, картонный исход.
  

 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на LitNet.com  
  Д.Art "Мы больше не друзья" (Молодежная проза) | | Т.Блэк "В постели с боссом" (Современный любовный роман) | | Л.Лактысева "Злата мужьями богата" (Любовное фэнтези) | | Н.Лакомка "Монашка и дракон" (Женский роман) | | Н.Самсонова "Предавая любовь" (Любовная фантастика) | | Н.Романова "Её особенный дракон" (Фанфики по книгам) | | Л.Сокол "Сердце умирает медленно" (Молодежная проза) | | Д.Дэвлин, "Жаркий отпуск для ведьмы" (Попаданцы в другие миры) | | Ю.Резник "Моль" (Короткий любовный роман) | | А.Борей "Возьми меня замуж" (Попаданцы в другие миры) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
А.Гулевич "Император поневоле" П.Керлис "Антилия.Полное попадание" Е.Сафонова "Лунный ветер" С.Бакшеев "Чужими руками"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"