Гордиевская Ксения Сергеевна: другие произведения.

Непал. Один день из жизни русского волонтёра

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
 Ваша оценка:

  Намасте! Здесь меня зовут Снеха, я - волонтер-учитель в деревенской школе. Однажды я решила оставить свою привычную московскую жизнь и отправиться абсолютно одной в страну, о которой не знала совсем ничего. И теперь я живу в индуистской деревне Симпони, в регионе Ламджунг, в предгорьях Гималаев, в далёком и загадочном Непале...
  5.00 Я просыпаюсь от того, что включили радио. Пытаюсь задремать, но снова просыпаюсь, на этот раз от запаха - чистят хлев, где живут буйволы и коза. Потом - от грохота бочки, которая крепится на крыше душа и обеспечивает его водой. Скоро придётся что-то есть, а у меня ещё, кажется, не переварилось то, что я ела позавчера.
  7.00 Когда хозяева дома, где я живу, проснулись, спать уже не получится. Как только меня заметили, Каки приносит завтрак. Каки - так я называю хозяйку дома, а Кака - хозяина. По-непальски это значит "тётя" и "дядя". Здесь всех принято называть родственными именами. Итак, завтрак бывает разный: хлеб с мёдом (пол батона), печенье, тушеные острые бобы, попкорн (который непальцы считают своим национальным блюдом) или чипсы из воздушного риса, и чай. Такого завтрака мне бы точно хватило до обеда. Но не тут-то было... До следующего завтрака (!) у меня всего пара часов, которые я обычно трачу на подготовку к урокам. Общаемся мы с хозяевами в основном на английском-жестовом. Каки знает несколько бытовых фраз, Кака может даже поддержать простую беседу, однако очень хочет, чтобы я заговорила по-непальски, и постоянно учит меня каким-то фразам. Хотя этого, конечно, недостаточно, и общения мне очень не хватает.
  9.00 "Sneha, eat rice?" - Каки заглядывает в мою комнату, улыбаясь, и я послушно иду на кухню. В это время принято есть рис. Это здесь закон, и неважно, голоден ты или нет. Рис готовят на пару безо всяких приправ. Это священная еда, и первую ложку риса Каки всегда относит на алтарь во дворе. Отдельно тушат "овощи" (огурцы, бамбук, картошку, стебли тыквы, какую-ту траву...), но вкуса овощей все равно не чувствуешь из-за чили (2 больших перчика на кастрюльку) и нескольких столовых ложек приправы масала. По утрам я чаще всего ем одна - в это время Кака косит траву для скота, и Каки ждёт его. А мне нужно торопиться на работу в школу. Я сажусь на глиняный пол, и Каки даёт мне тарелку с рисом и тарелку с овощами - перемешивать нужно самой. Я руками вмешиваю острые овощи в пресный рис, чтобы не так больно было есть. Ем я тоже руками. Считается, что еду нужно воспринимать всеми чувствами: видеть, чувствовать вкус и запах, и также наощупь. Есть рис руками поначалу было очень непривычно, но потом я стала воспринимать это как игру, которая отвлекала меня от жгучей остроты и наполнения и так сытого желудка. Едят только правой рукой, левой рукой еды касаться нельзя (она считается нечистой, т.к. используется для гигиенических целей вместо туалетной бумаги). Каки наливает мне стакан воды и стакан парного молока буйволицы. Это я попросила наливать мне молоко отдельно - хозяева обычно выливают его прямо в острый рис. Не успеваю я справиться с рисом, как за мной прибегают соседские дети - Осмита и Сандеш, чтобы идти в школу вместе. "Come fast! Come fast!" - кричат они, подгоняя меня, и мне нужно поскорее схватить рюкзак, зонт, и буквально побежать за ними. Они всегда очень торопятся и появляются слишком рано - не потому, что опаздывают, а потому что очень любят школу и хотят попасть туда поскорее. Возможность получить образование здесь есть далеко не у всех, и те, у кого она есть, ее по-настоящему ценят. Дети - мои главные собеседники. По дороге они рассказывают мне, какой у них замечательный директор и учителя, и очень многие сами хотят стать учителями - здесь это в почете. Как-то раз меня попросили судить конкурс стихов на английском, и в них были примерно такие фразы "учитель для меня - бог", "я молюсь учителю", "я хочу быть похожим на учителя, хочу быть богом". Неудивительно, что меня знают несколько деревень в округе - учитель, ещё и из-за границы.
  До школы идти около получаса, сначала по тропинкам между рисовых террас, потом по лесной дороге вниз с холмов, на которых расположена наша деревня, к реке, где находится местный центр - деревня Кхуди. Местная природа поражает воображение. Особенно по утрам здесь все ярко-зеленое, сочное, звучащее. Огромные листья на деревьях, огромные цветы, огромные бабочки. Отовсюду раздается пение птиц, иногда - крики обезьян. Иногда между деревьев открывается вид на долину с ее зелеными холмами, рисовыми террасами, петляющей где-то внизу рекой. Если погода ясная, по ту сторону долины видны издалека Большие Гималаи. Заснеженные великаны стоят как стражи этих мест, охраняя многовековой уклад жизни и практически не тронутую природу. Чем ближе к школе, тем больше детей появляются на дороге, и в самой деревне Кхуди все сливаются в один шумный смеющийся поток. Перед входом на территорию школы все выстраиваются в очередь - у ворот стоят дежурные учителя и проверяют у всех учеников чистоту одежды, рук, шеи и ушей. Нерях просто не пускают.
  10.00. В первый и последний день учебной недели (воскресенье и пятницу) - общее построение. Сначала все строятся около своих классов, а затем под звуки барабана маршируют на центральную площадку и встают в стройные ряды. Все носят форму. У учителей это традиционное сари у женщин и рубашка и брюки у мужчин (которые, кстати, составляют половину учительского состава), а детская форма меняется каждые два дня - чтобы успевали стирать и всегда выглядели опрятно. Построившись, по команде директора все кладут руку на сердце и поют гимн Непала (гимн поют и в обычные учебные дни, но в классах). С каким рвением и усердием это делают маленькие непальцы, надо видеть. После этого все хором читают молитву. И только потом заместитель директора рассказывает о новостях школы, грядущих и прошедших мероприятиях, ругает и хвалит. И напоминает, что нужно уважать друг друга и учителей, и вести себя достойно.
  В школьной программе не так много предметов: непальский, математика, наука, обществознание, английский, мораль. Школьное обучение с 3 до 16 лет, причем у всех по 8 уроков каждый день, с одним выходным в неделю, практически без каникул. Они отдыхают в основном во время разнообразных фестивалей, и очень удивляются, когда я рассказываю про наши летние каникулы. Я преподаю английский язык в частной школе (Himchuli Secondary English Boarding School), веду со второго по пятый классы. Со старшими мы читаем и обсуждаем статьи, которые я заранее заготовила, я рассказываю им о России, показываю фото и видео: для них наша природа и архитектура - настоящая экзотика! С младшими мы на уроках поем песенки, читаем скороговорки и играем. Больше всего любопытства вызывает, конечно, мой нетбук, с которого я показываю мультики и проигрываю песни. А соседские дети, прознав, что у меня есть компьютер, даже стали захаживать ко мне "попечатать". Причем я предлагала показывать им мультики, но нет, интереснее всего было печатать. Дело в том, что компьютеров в этих местах практически нет - в школе есть пара, и то, я думаю, что они единственные на несколько окрестных деревень как минимум. У детей есть очередь, по которой их снимают с урока и вызывают к компьютеру учиться печатать.
  12.00. Обед. Территория школы наполняется мамами, которые принесли своим деткам еду. А учителя и некоторые дети идут обедать в школьную столовую. Отдельных учительских столов нет, сидят все вместе. Когда повара не успевают накладывать еду на тарелки, к ним обычно присоединяется жена директора, она же аналог "завуча", и помогает всех накормить. Кормят лапшой, самосой (картошка в конвертике из теста), бобами или печеньем, и чаем. Очень вкусно кормят.
  16.00 После уроков дети шумной толпой вырываются за школьные ворота. Как полагается, около школы есть пара палаток со сладостями. Дети всегда что-то покупают и обязательно меня угощают. Но я осторожна! Однажды меня таким образом угостили конфеткой с чили - впечатлений хватило надолго! И это был не розыгрыш, они правда с удовольствием едят конфеты со вкусом чили! А вот водой практически не угощают, у всех своя бутылочка, но, если с тобой вдруг поделились, пить нужно не касаясь бутылки губами, иначе угостивший все выльет и больше не будет оттуда пить.
  Домой я иду с соседской десятилетней девочкой Осмитой. Сегодня Осмита грустная. "У меня никогда не будет парня, - вздыхает она, - потому что у меня будет муж. Я закончу школу, и мама выберет мне мужа. Жизнь тяжелая здесь..." Традиционно, девушек выдают замуж в 15-16 лет, а женихи должны быть минимум на 5 лет старше (чтобы управлять женой, как мне объяснили). Свадьбы организовываются родителями. Будущие супруги должны принадлежать одной касте, но если это правило нарушается, то представитель высшей касты теряет ее и становится ниже. Сейчас правила женитьбы не такие строгие, как раньше: женятся позже (особенно в городах), возможны даже браки "по любви", но только с согласия родителей. После свадьбы жена переезжает в дом к мужу и принимает его фамилию. Поэтому в нашей деревне практически все родственники, и все носят одну фамилию. В деревнях традиции все еще имеют сильное влияние, и подходящую пару найти довольно трудно, и поэтому часты браки между дальними родственниками, что не может не сказываться на здоровье детей, и это очень заметно - очень много детей с явными отклонениями. Из-за строгих нравов, которые царили в прошлом, мужчины и женщины практически не общаются между собой. Больше всего меня поразило, что супруги спят на разных кроватях. Что уж говорить о том, что даже на общих встречах, "праздниках", женщины всегда сидят с одной стороны, мужчины - с другой. Хотя молодежь уже начинает общаться смешанными компаниями, демонстрировать симпатию к противоположному полу не принято. Когда я спросила у одной двадцатилетней девушки, возможно ли, что парень и девушка "встречаются" до свадьбы, она ответила, что да, сейчас уже возможно. "И что же они делают вместе?" - спросила я. "Разговаривают", - ответила мне девушка.
  16.30 Дома меня ждет второй обед. Каки уже вернулась с работ в поле, Кака обычно тоже дома. К слову, большую часть работы по хозяйству выполняет женщина: она работает на рисовом поле, косит траву для скота, готовит, убирается дома. Мужчина же режет траву, кормит, доит и выгуливает буйволиц. Обязанности четко распределены, но мужчин за работой я видела гораздо реже, чем женщин. Возможно, я попала сюда не в самый разгар работ - в сезон дождей.
  Второй обед напоминает завтрак: лапша, бобы, кукуруза, печенье, хлеб, бананы "со своей грядки". Потом я обычно общаюсь с детьми, которые совершенно не дают мне скучать и частенько таскают по гостям по всей деревне. В дома заходить не принято - это могут делать только представители той же касты, что и хозяева. Однако в любом доме тебя усадят на крыльцо или предложат кресло во дворе и обязательно накормят или напоят чаем. Иногда вечером я помогаю Кака выковыривать из кукурузы сухие зёрна, которые нужно относить на алтарь в маленький храм в 20 метрах выше нашего дома. Постепенно начинает темнеть. В это время часто отключают электричество, также часто идет дождь. Это мешает Каки начать готовку риса к ужину, так как сначала она должна совершить ежедневный ритуал: около алтаря на кухне она читает молитвы и водит свечкой перед изображениями божеств, и затем несет эту свечку на уличный алтарь. В дождь она часто быстро гаснет, и Каки повторяет все заново, что заметно оттягивает приготовление ужина. Когда еда готовится, и электричество работает, это время посвящается телевизору, индийским сериалам в частности. Каки всегда приглашает меня смотреть сериалы вместе с ней. Я не понимаю там ни слова, но Каки всегда так бурно реагирует на происходящее, и комментирует "good husband" и "bad husband", что со временем я даже стала разбираться, что к чему. Кака не любит сериалы и хочет смотреть непальские новости или музыкальные клипы, и из-за этого супруги нередко ругаются. Смотреть телевизор приходят и соседи. Интересно, что они входят в хозяйскую спальню, не спрашивая разрешения и не здороваясь - так имеют право делать представители той же касты. Представители же низших каст не имеют право даже мыть за собой посуду в том же месте, где это делают брахманы.
  20.00 Ужин абсолютно такой же, как и завтрак: это рис с овощами или подливкой из бобов "дал". Порции такие же огромные, блюдо такое же сытное. Иногда бывает разнообразие - мясо курицы или козы, но это редкость. Так же перед ужином мужчины пьют местный алкоголь - рокси. Это рисовая водка, которая пьется горячей. Женщины алкоголь не пьют, однако Кака всегда с видом заговорщика отзывает меня в сторону и наливает тоже. В то время, как я пытаюсь справиться со своей порцией риса, Каки постоянно предлагает добавку (или не предлагает, а просто ее накладывает).
  21.00 К ночи обычно дождь усиливается, и начинает шуметь так громко, что в доме не слышно, что говорят люди. Спать я иду рано, зная, что мне предстоит ранний подъем. Перед тем, как лечь в кровать, я внимательно осматриваю ее с фонариком (особенно, когда нет света) - бывает, на ней сидят огромные (размером с ладонь) пауки. Пауки, сидящие на стенах, меня уже перестали беспокоить, как и гекконы и жаба, живущая под кроватью, однако после того, как однажды я обнаружила такого "друга" у себя на подушке, я стала тщательно осматривать кровать каждый вечер. Ложась спать, я кладу рядом с подушкой фонарик - бывает, ночью я просыпаюсь от шума какого-то животного, и хотелось бы знать, с кем имею дело. Однажды через дырку под крышей в мою комнату запрыгнула кошка, однажды по подушке над головой пробежала мышка. Это не страшно, а вот с обезьяной или змеей столкнуться бы не хотелось. Или с тигром (они говорили "tiger", хотя я подозреваю, имелся ввиду леопард). Тигр, конечно, в комнату не пролез бы, но в деревню он наведывается регулярно - воровать коз. Интересно, что для него не пытаются построить никаких ловушек, люди просто надеются, что в следующий раз он заберет козу не у них, а когда кто-то лишается козы, плачут всей деревней. Когда я спросила у Кака, что делать, если я вдруг ночью выйду из дома в туалет и наткнусь на тигра, он сказал: "Сделай так: БУУУ!!!" и поднял руки кверху. На полном серьёзе. Хотя на самом деле, из всего животного многообразия опасность представляла только одна ядовитая змея. Названия её мне узнать так и не удалось, говорили "green snake". Однажды она заползла в класс во время урока. К счастью, не моего! У меня был перерыв, и я вдруг увидела, как на школьный двор вышел целый класс, и все столпились вокруг директора с длинной палкой. Я подошла поближе посмотреть, что там. Директор, как будто ничего особенного и не произошло, объяснил мне, что только что убил ядовитую змею, заползшую в класс. Дети поглазели минутку, и, как ни в чем не бывало, вернулись к уроку.
  Я засыпаю под шум ливня и причитания женщин, смотрящих в соседней комнате индийский сериал. Я - в Непале, в одной из самых таинственных стран в мире. Здесь удивительно переплетается традиционный уклад жизни и современность. Здесь ходят в традиционных костюмах, едят руками и сидя на полу, но при этом практически у каждого есть страничка в фейсбуке. Некоторые женщины совершают самоубийство, не найдя общий язык с мужем, но тигра, ворующего коз, убить и не пытаются. Я живу среди них, они принимают меня и пускают в свою жизнь. Неужели это происходит со мной?
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com О.Герр "Заклинатель "(Любовное фэнтези) В.Соколов "Обезбашенный спецназ. Мажор 2"(Боевик) В.Старский ""Темная Академия" Трансформация 4"(ЛитРПГ) О.Гринберга "Драконий выбор"(Любовное фэнтези) Ф.Вудворт "Замуж второй раз, или Ещё посмотрим, кто из нас попал!"(Любовное фэнтези) Е.Шторм "Чужой отбор, или Охота на Мечту"(Любовное фэнтези) Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 1"(Боевая фантастика) С.Юлия "Иллюзия жизни или последняя надежда Альдазара"(Научная фантастика) Д.Гримм "З.О.О.П.А.Р.К. Книга 1. Немезида"(Антиутопия) А.Лоев "Игра на Земле. Книга 2."(Научная фантастика)
Хиты на ProdaMan.ru Песнь Кобальта. Маргарита ДюжеваОсвободительный поход. Александр МихайловскийКоролева теней. Сезон первый: Двойная звезда. Арнаутова ДанаПроклятье княжества Райохан, или Чужая невеста. ИрунаОфсайд. Часть 2. Алекс ДВолчий лог. Сезон 1. Две судьбы. Делия РоссиСлепой Страж (книга 3). Нидейла НэльтеОтборные невесты для Властелина. Эрато Нуар��ЛЮБОВЬ ПО ОШИБКЕ ()(завершено). Любовь ВакинаКнига 2. Берегитесь, адептка Тайлэ! Темная Катерина
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
С.Лыжина "Драконий пир" И.Котова "Королевская кровь.Расколотый мир" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Пилигримы спирали" В.Красников "Скиф" Н.Шумак, Т.Чернецкая "Шоколадное настроение"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"