Линн Рэйда: другие произведения.

"Жил когда-то во Франции шевалье д'Артаньян..."

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О положительных героях - часть II

  После того, как я выложил на Самиздате своею статью про капитана Блада, мне предложили написать нечто подобное и о других положительных героях - д"Артаньяне, Холмсе, гориновском бароне Мюнхгаузене... Откровенно говоря, идея зацепила. Однако сразу же возникло одно "но".
  
  Господа, внимательно читавшие Дюма! Неужели вы считаете, что предприимчивый гасконец д"Артаньян является тем Положительным героем, которого можно поставить в один ряд с Питером Бладом?
  Если так, я с вами не согласен. Дело в том, что все привыкли воспринимать д"Артаньяна так, как его показали в знаменитом фильме. Милый, порывистый и благородный юноша, приехавший покорять Париж и мечтающий о плаще мушкетера. Давайте разберем одну-единственную ситуацию в романе, чтобы проверить, так ли было все на самом деле. Обстоятельства: агенты кардинала недавно похитили Констанцию Бонасье, за которой наш гасконский дворянин ухаживал со всем пылом своих девятнадцати лет. Поиски пропавшей галантерейщицы продвигаются довольно вяло. В это время д"Артаньян ссорится с англичанином лордом Винтером и затевает с ним дуэль, в которой, кроме их двоих, участвует по трое друзей с каждой стороны. Дуэль заканчивается победой мушкетеров, а Винтер, которому его противник сохранил жизнь, в благодарность приглашает его к себе домой и знакомит с леди Кларик, вдовой своего брата. Если кто не помнит, то в романе она чаще упоминается просто как "миледи". В детстве я, признаться, думал, что Миледи - это имя, а не титул. В любом случае, о характере и наклонностях этой прекрасной интриганки дополнительно рассказывать не надо - они всем хорошо известны и по книге, и по фильмам. Д"Артаньян, которого на тот момент занимают две проблемы - поиски экипировки для предстоящей военной компании и исчезновение Констанции (да-да, именно в таком порядке), все-таки находит время, чтобы посещать дом миледи каждый день. Иначе говоря, вместо того, чтобы искать пропавшую возлюбленную, он прикладывает все усилия, чтобы соблазнить другую женщину, которая к нему совершенно равнодушна, более того, презирает и ненавидит его, о чем ему прекрасно известно. Достойно, ничего не скажешь. Но если влюбчивость и забывчивость сами по себе вполне простительны (особенно когда герою нет и двадцати), то способы, которыми д"Артаньян идет к своей цели - это нечто. Сначала он соблазняет горничную леди Кларик, ту самую Кэтти, которая в русском фильме стала проходным комическим персонажем - а в книге представляет фигуру скорее трагическую. Бедная девушка влюбляется в дворянина, который ухаживает за ее хозяйкой - это уже само по себе печально. Еще печальнее, если этот дворянин - гасконец д"Артаньян. Со свойственной ему находчивостью молодой человек воспользовался этой ситуацией, во-первых, чтобы подлечить свое уязвленное самолюбие успешной интрижкой, а во-вторых, получить доступ к информации о миледи. То, как д"Артаньян впоследствии обращается с обесчещенной им девушкой, весьма похоже на шантаж. Он дает понять, что ей выгоднее делать то, что он ей говорит, поскольку иначе миледи обо всем узнает. "Обо всем" - это о том, что все письма, которые Кэтти должна была передавать приглянувшемуся миледи графу де Варду, на самом деле читал д"Артаньян. Да-да, благородный гасконец не стесняется читать чужие письма. И не политические (что было бы вполне понятно) а любовные. Потом героя посещает еще более остроумная идея, и он начинает на чужие письма _отвечать_.
  
  Дальше все помнят? Ну да, он притворяется графом де Вардом, проникает в спальню миледи и принимает заверения в любви, адресованные его сопернику. И не только заверения. При этом даже в разгаре ласк миледи умудряется весьма нелестно отозваться о своем поклоннике, гвардейце Дэзэссара д"Артаньяне. Разумеется, поддельного де Варда это сильно задевает. Чтобы отвлечься, он еще раз навещает Кэтти (бедная девушка уже прекрасно поняла, что он совсем ее не любит, но при помощи лести и уговоров д"Артаньян все-таки заставляет его продолжать участвовать в своей интриге). На следующий день д"Артаньян пишет от имени де Варда оскорбительное письмо своей любовнице, а когда миледи, мечтая о мести, рассказывает ему о своей ненависти к графу, соглашается его убить. Но не бесплатно, разумеется. Миледи не привыкать торговать своей благосклонностью, так что к соглашению они приходят очень быстро. И той же ночью опять оказываются в одной постели - на сей раз уже прекрасно зная, кто есть кто. Тут д"Артаньян, при всей своей хитрости, делает грубейшую ошибку: под утро рассказывает миледи, что вчерашний де Вард и сегодняшний гасконец - одно и то же лицо. Просто удивительно, до чего идиотские поступки могут совершать находчивые люди. Д"Артаньяну, например, еле удается улизнуть из особняка миледи живым - при помощи обманутой им Кэтти, переодевшей его в женскую одежду. От Кэтти он отделывается очень быстро, и ее дальнейшая судьба остается для читателя загадкой. Вышла она замуж, утопилась или поступила в монастырь - ни Дюма, ни его персонажа не интересует. Ну, Дюма-то ладно, он всегда предпочитал писать о графах, кардиналах или королях. Но д"Артаньян имеет к этому самое прямое отношение, и его равнодушие ему чести не делает. Хотя можно поставить вопрос по-другому - что вообще в этой истории делает ему честь? По-моему, она омерзительна от начала до конца. Нет, я не спорю, следить за хитросплетениями этой интриги очень занимательно, недаром в детстве я по двадцать раз перечитывал знаменитый роман. Но мы же говорим о _положительных_ героях?...
  
  Ах да, совсем забыл. Притворяясь графом де Вардом, д"Араньян получает в подарок от миледи очень ценное кольцо с сапфиром, которое затем употребляет на приобретение экипировки, проявляя все задатки альфонса и жиголо. Ну, конечно, можно было бы сказать, что в то же самое время его лучшие друзья поступают точно так же. Например, Портос заставляет содержать себя влюбленную в него прокуроршу с Медвежьей улицы, а в случае недостатка средств устраивает госпоже Кокнар такие сцены, что невольно сравниваешь его с женой, требующей у мужа новую шубу. А утонченный Арамис ведет таинственную переписку с "белошвейкой из Тура" (герцогиней де Шеврез), которая снабжает его золотом. Забавная деталь - если Портос намекает на богатую аристократку, которая якобы позаботилась о его экипировке, то Арамис рассказывает приятелям, что получил от издателя гонорар за свою духовную поэму. В общем, оба хороши.
  Но д"Артаньян, надо признаться, перещеголял и Арамиса, и Портоса. Даже в ту эпоху, когда жить на деньги женщины и вести интрижки на три фронта не считалось предосудительным, поступок д"Артаньяна вряд ли вызвал бы одобрение его друзей. Правда, Атос, кажется, все это знал - но относился ко всему довольно равнодушно. Женщин он настолько не любил, что сочувствовать миледи или даже Кэтти ему в голову не приходило. Будучи на редкость щепетильным человеком во всем, что касалось его лично, он, однако, слишком мало интересовался окружающими, чтобы снизойти до осуждения или нотаций.
   ...Когда я доказывал, что капитан Блад в своем роде уникален, мне сейчас же стали возражать, что положительных героев пруд пруди, что они давно стали привычными и даже просто - надоели. Просишь привести пример и слышишь - д"Артаньян, Атос... А вы уверены?... Мне лично тоже очень импонирует граф де ла Фер. Образ в самом деле выразительный и не лишенный своеобразного обаяния. Но факт остается фактом - большую часть первой книги этот герой ничего действительно достойного не делает. Ему некогда - он планомерно и уверенно спивается. Да, у него прекрасные манеры и глубокий ум. Да, его жизнь омрачает страшная трагедия, которую он так и не сумел преодолеть. И в детстве, когда "Три мушкетера" были моей настольной книгой, Атос безусловно вызывал во мне восхищение. И даже некий подражательный инстинкт (Кхм...). Но потом, когда через мои руки прошли десятки и сотни других книг, когда другие герои успели прочно обосноваться в моей памяти и в моем сердце, образ графа несколько поблек. Я подумал, что при таких задатках, какие Дюма приписал Атосу, тот мог быть почти что полубогом - а вместо этого довольствовался недочеловеческим, тусклым и безразличным ко всему существованием. И это не радует, с какой стороны не посмотреть. Беда не в том, что у Атоса "все так плохо". Просто он не выказывает ни малейшего желания это исправить и ни к чему не проявляет подлинного интереса. Мне кажется, что в жизни нужно либо жить - либо умирать. А уж если ты решил преодолеть свое несчастье и жить дальше вопреки ему, то растратить все оставшиеся годы, все таланты и способности, на медленное угасание - оскорбление самой идеи Жизни. Так что Атос может считаться положительным героем лишь отчасти, а уж д"Артаньян вообще ни с какой стороны не положителен. Просто как-то незаметно получается, что, если герой становится кумиром многих поколений, то его автоматически записывают в "положительные". Так, наверное, у древних греков положительным считался гомеровский Ахилл с его довольно вздорным, а если не смягчать - то просто отвратительным характером.
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на LitNet.com  
  Д.Тихий "Миры Аргентум I. Мрак Иллюзий. ( моя первая книга )" (Боевик) | | Кин "Новый мир. Цель - Выжить!" (Боевое фэнтези) | | Д.Деев "Я – другой" (ЛитРПГ) | | A.Opsokopolos "В ярости (в шоке-2)" (ЛитРПГ) | | К.Вэй "Мечты "сбываются"..." (Боевая фантастика) | | Т.Серганова "Обрученные зверем 2" (Любовное фэнтези) | | M.O. "Мгновения до бури. Выбор Леди" (Боевое фэнтези) | | М.Атаманов "Искажающие реальность" (Боевая фантастика) | | О.Герр "Защитник" (Любовное фэнтези) | | У.Михаил "Ездовой гном 4. Сила. Росланд Хай-Тэк" (ЛитРПГ) | |

Хиты на ProdaMan.ru ��Застрявшие во времени��. Анетта ПолитоваТайны уездного города Крачск. Сезон 1. Нефелим (Антонова Лидия)Титул не помеха. Сезон 1. Olie-Шерлин. Гринь АннаНа грани. Настасья КарпинскаяПодари мне чешуйку. Гаврилова АннаОфисные записки. КьязаБукет счастья. Сезон 1. Коротаева ОльгаВ объятиях змея. Адика ОлефирМои двенадцать увольнений. K A A
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "То,что делает меня" И.Шевченко "Осторожно,женское фэнтези!" С.Лысак "Характерник" Д.Смекалин "Лишний на Земле лишних" С.Давыдов "Один из Рода" В.Неклюдов "Дорогами миров" С.Бакшеев "Формула убийства" Т.Сотер "Птица в клетке" Б.Кригер "В бездне"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"